Вот уже четверть века премия служит индикатором состояния гражданской авиации страны, чутко отслеживая не только общие тенденции рынка авиаперевозок, но и вклад в его развитие самых разных по своему масштабу и роли авиапредприятий.
В далеком уже 1997 году учредители — журнал «Авиатранспортное обозрение», консультационная компания Infomost и Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта — задумали эту премию для решения двух взаимосвязанных задач. Первая — создать средство для сплочения и морального поощрения профессионалов, работающих в области воздушного транспорта. Вторая — привлечь внимание деловых кругов к этой сфере бизнеса.
«Мы уверены, что премия „Крылья России“ окажется весьма значительным событием и будет способствовать формированию новых, современных отношений в отрасли авиационных перевозок нашей страны»
Евгений Чибирёв, президент АЭВТ, 1997 год
За прошедшие 25 лет российская гражданская авиация радикально изменилась и в количественном, и в качественном отношении. Объемы перевозок многократно выросли, произошла существенная консолидация участников рынка, была проведена полная замена парка устаревших воздушных судов, освоены самые современные мировые технологии и практики управления бизнесом.
Соответственно, изменились и критерии оценки, которые используются при выборе победителей конкурса на соискание премии «Крылья России». В конце прошлого века основной упор делался на восстановительный рост и динамику развития авиакомпаний. Сейчас гораздо более важным стал тот вклад, который вносят авиаперевозчики в качественное совершенствование отрасли, ее соответствие лучшим мировым практикам, глобальную конкурентоспособность и устойчивое развитие. Не обойдены вниманием и те компании, которые кропотливо работают над поддержанием и развитием маршрутной сети на необъятных просторах нашей страны, повышением доступности авиаперевозок для населения.
Но все эти годы остаются неизменными основные принципы премии: объективность, не ангажированность, недопустимость административного, кланового, заказного влияния при определении ее лауреатов.
На соискание премии авиакомпании и аэропорты могут выдвигаться сами. Кроме того, претендента может выдвинуть любой из членов оргкомитета конкурса. К соискателям предъявляется ряд формальных требований — таких как отсутствие авиакатастроф, успешная работа на рынке более двух лет, стабильное экономическое положение и пр.
За годы проведения конкурса свою эффективность доказал комбинированный объективно-субъективный способ определения победителей: по производственным показателям формируется перечень вышедших в финал компаний, а затем члены экспертного совета, опираясь не только на предоставленные данные, но и на собственные знания и опыт, тайным голосованием определяют лучших. Исключение составляет лишь номинация «Лидер пассажирских симпатий», в которой лучшие авиакомпании и аэропорты определяют сами пользователи услуг воздушного транспорта, участвуя в массовом интернет-опросе.
В экспертный совет премии «Крылья России» входят представители органов власти, авиационного бизнеса, финансовых кругов, общественных организаций и средств массовой информации, а также заслуженные деятели гражданской авиации и независимые эксперты.
Подробное описание всех условий изложено в положении о конкурсе, которое публикуется на его официальном сайте wingsofrussiaawards.ru.
В этом юбилейном для премии году помимо основных номинаций оргкомитет дополнительно учредил специальные призы «За вклад в развитие воздушного транспорта России». Ими будут отмечены особые достижения компаний отрасли в формировании современного облика гражданской авиации страны.
Победители Национальной авиационной премии «Крылья России», обладатели юбилейных специальных призов будут названы на торжественной церемонии, которая состоится 5 апреля 2022 года в Москве.